понедельник, 6 февраля 2012 г.

Ээту



Он сейчас был уже очень старый - я поэтому решил уж ему не докучать с вопросами. Там вокруг был полный зал русских мамаш, они хотели, чтобы он поставил автограф на книжке с картинками или сфотографировался бы с их чадами - Успенский неохотно приобнимал детишек. Видно было, что ему трудно ходить, видно было, что он не любит детей. Как и полагается детскому писателю.
Это была презентация второго издания его биографии на финском - полный зал в городской библиотеке. Неинтересные вопросы, энергичные мамы - утомительное действо. Но такое я пропустить не мог - это же один из лучших советских писателей, я хотел как-то приобщиться. Смотрю на фотографии в книжке о нем - Успенский в окружении друзей в 70х. Вот это банда - все франты, с вихрами, в немецких польтах, у какой-то "татры". Видно, что пили там нормально. Из той же тусовки Коваль, Иванов, Заходер - советский бит, психодел, мимикрирующий в издательстве "Детская литература".
Вы знали, например, что Успенского не издавали 12 лет - с 1975ого по 1987й? Он находился в опале, как настоящий диссидент - за эпос "Простоквашино" и Крокодила Гену. Там же просто анархия на анархии - сквотирование дома в деревне и пермакультурное хозяйство, экологические виды топлива, неприятие охоты, борьба с коррупцией, бичевание потребительского образ жизни, ресайклинг. Чебурашка с Геной на условиях самоорганизации объединяют аутсайдеров и из вторичных материалов строят DIY культурный центр - "Дом Дружбы" - я уже пять лет в таких "домах дружбы" живу!
Ну, вообще говоря, это какая-то хипстерская тема - галлюцинировать на детские книжки: Незнайка-космист и Пепперштейн. Но с Успенским важно именно то, что это действительно так - социальные темы сконцентрированы в его лучших книгах специально, он был частью моднейшей левой тусовки в молодости. Он сознательно ориентировался на западное левое движение, я думаю - время (начало 70х) полностью совпадает. Именно это я хотел спросить у него, но уж больно он выглядел немощным и хотел поскорее сбежать от толпы шалунов.
И это первое восхождение Успенского - его триумфальное возвращение в суперкультуру в конце 90х было совершенно взрослым. "В нашу гавань заходили корабли" - это лакмус, безупречное определение того слоя людей, с которым я, например, себя ассоциирую. Гениально, как он это почуял только - что может безошибочно выдать левоориентированного позднесоветского интеллигента? Любовь к послевоенной дворовой песне - гениально, это так и есть! Эстетически безошибочно нащупал - это как пароль, как дзенский коан. Никакого шансона, никакого КСП - все это было позже - оригинальное звучание, блатная песня 40х - 50х, квинтессенция позднесоветского снобизма.
Все нормальные взрослые люди в России уважали эту передачу. Ну то есть, именно так категорично - из взрослых людей в России я хотел бы сосуществовать только с теми, кто уважает передачу "В нашу гавань заходили корабли". Если всех их собрать, отделив от них других россиян, поместить в "Дом Дружбы" - вот в таком обществе я нормально бы себя чувствовал, я бы хотя бы понимал, о чем идет речь. Вроде, больше эту передачу не показывают по ящику - видимо все, теперь действительно кранты.

P.S. Ха, на той встрече Успенский, кстати, анонсировал какой-то очередной свой сиквел Чебурашки - "Чебурашка едет в Сочи"!
Там по сюжету они с Геной едут на Олимпиаду автостопом. Такое роуд-муви. Там куча диалогов с водителями, например их подбирает дальнобойщик и спрашивает: "Зачем вам на Олимпиаду - вы что, спортсмены?".
"Да, - отвечает Гена, - Я занимаюсь водным спортом..."
"Понятно, - говорит дальнобойщик, - а ты, Чебурашка, я думаю, должен заниматься штангой - тебе толкать невысоко..."

Комментариев нет:

Отправить комментарий